Отчет о деятельности за 2020 год

Анализ работы МКУ «ЦПД «Алые паруса за 2020 год

1. Общая характеристика учреждения.

Полное наименование учреждения в соответствии с уставом:

Муниципальное казенное учреждение «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Алые паруса», сокращенное наименование: МКУ «ЦПД«Алые паруса»

Место нахождения: 456313, Челябинская область, город Миасс, улица Нахимова, дом 2

Учредитель: Администрация Миасского городского округа

Место нахождения: 456300, Челябинская область, город Миасс, пр-т Автозаводцев, дом 55

Организационно-правовая форма: казенное учреждение, форма собственности: муниципальная.

Тип организации: казенное учреждение

Лицензия на осуществление образовательной деятельности:

Лицензия: № 12642 от 10.05.2016, Серия 74Л02 № 0001855,

выдана Министерством образования и науки Челябинской области.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности:

Лицензия: № ЛО-74-01-003553 от 18.04.2016, Серия ЛО № 0033299,

выдана Министерством здравоохранения Челябинской области.

2. Характеристика контингента воспитанников.

Количественный состав воспитанников учреждения составлял:

на начало года 50 человек, на конец года – 51 человек.

Фактически работает 6 воспитательных групп.

Социальный состав:

Начало года:

1. Дети — сироты – 13

2. Дети, оставш. без попечения родит. – 30

3. Дети, находящ. в учрежд-ии временно – 7

Конец года:

1. 15

2. 35

3. 1

3. Характеристика персонала.

На конец 2020 года в учреждении — 105,5 штатных единиц

Количество по штату:

1. Администр.- управленч. персонал – 5,5

2. Педагогический персонал – 37,8

3. Вспомогательный персонал – 14,5

4. Обслуживающий персонал – 41,7

5. Медицинский персонал — 6

Фактически:

1. 5 человек

2. 26 человек

3. 9 человек

4. 23 человека

5. 4 человека

Всего: 67 человек

4. Характеристика педагогических кадров.

Педагогический состав – 26 человек, из них: воспитатели – 17 человек, узкие специалисты: педагог-психолог (2 чел.), соц. педагог (2 чел.), педагог доп. образования (1 чел.), педагог-организатор+муз.руководитель (1 чел.), учитель-дефектолог (1 чел.), руководитель физ. воспитания (1 чел.).

Образовательный состав:

1. Высшее — 21

2. Среднее специальное — 5

3. Неоконченное высшее — 0

Аттестация:

1. Высшая квалификационная категория — 0

2. Первая квалификационная категория — 0

3. Вторая квалификационная категория — 0

4. Соответствие занимаемой должности — 26

5. Не имеют квалификационной категории — 26

В 2020 году 2 педагога прошли переподготовку.

Стаж работы в учреждении:

1. До трех лет – 15 человек

2. До пяти лет – 4 человека

3. До десяти лет – 4 человека

4. Более 10 лет – 3 человека

Повышению педагогического мастерства способствует и правильно организованная контрольная деятельность. Вопрос систематического контроля воспитательного процесса явился одним из основных в управлении ходом этого процесса. Выбранные формы помогли получить полную и всестороннюю информацию о состоянии воспитательной работы в учреждении, выявить сильные и слабые звенья в работе того или иного члена педагогического коллектива и с учетом этого планировать свою деятельность.

Контрольная деятельность за 2020 год показала, что воспитательная работа педагогическим персоналом проводится на удовлетворительном уровне. Все педагоги имеют необходимую документацию, методическую базу, в своей работе применяют различные формы работы с детьми. Но имеется ряд замечаний, которые исправлены. Педагоги получили консультации по выявленным проблемам.

В 2020 году воспитательная работа МКУ «ЦПД«Алые паруса» была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Основной целью работы педагогического коллектива являлось:

— подготовка воспитанников к самостоятельному жизнеустройству,

— самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни,

— интеграции в общество и культуру,

— к укреплению и сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.

Достижение поставленной цели возможно через реализацию следующих задач:

 создать благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие формированию здорового образа жизни, умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

 совершенствовать систему воспитательного процесса, направленного на овладение детьми нормами социального поведения;

 совершенствовать систему работы по устройству детей в семью;

 развивать познавательную и социальную активность воспитанников, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации;

 продолжить работу по социальной адаптации воспитанников учреждения, подготовке старших воспитанников к выпуску, осознанному выбору своего дальнейшего пути;

 создавать условия для формирования уважительного отношения к материальным ценностям как к средству существования через трудовую деятельность;

 воспитывать чувство гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества;

 защищать права и законные интересы воспитанников;

 продолжить работу по поддержанию творческой атмосферы в детском коллективе через развитие самоуправления, вовлечение в кружковую деятельность.

5. Проверки по обеспечению комплексной безопасности МКУ «ЦПД «Алые паруса».

№ п/пДата проведения проверкиПроверяюший органНомер , дата предписанияВыявленные нарушенияСведения об устранении
127.03.2020Прокуратура города МассаПредставление Прокуратуры г. Миасс от 31.03.2020 №71-2020Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содеражщей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитиюПостановление Мирового суда   судебного участка № 3 города Миасса от 28.05.2020 о привлечении к дисциплинарной ответственности Горяевой Е.В. со штрафом 5000 руб. Штраф оплачен 25.06.2020 г. Ответ об устранении нарушений от 23.10.2020.
209.07.2020Филиал Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области в г. Златоусте» Нарушений нет 
308.07.2020Центр отдела вневедомственной охраны по Чел. области в г. Миассе. Замечаний нет 
403.08.2020Комплексная Проверка  готовности Учреждения к учебному году Администрацией МГО Замечаний нет 
503.08.2020ОГИБДД ОМВД России по городу Миассу Замечаний нет 
614.09.2020УСЗН города МиассаСправка о проверке от 14.09.2020Замечания:                            — не предоставлены циклограммы рабочего времени на педагогов-специалистов. Замечания по ведению личных дел работников.Ответ от 19.10.2020 №356 об устранении замечаний по ведению линых дел в срок до 31.12.2020 г. Циклограммы рабочего времени педагогов-специалистов предоставлены в УСЗН 01.11.2020 г.
715.09.2020Прокуратура города МиассаПредставление Прокуратуры об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей от 15.09.2020                 № 71/2020Выявлены замечания: несоответствие формы журнала учета временной передачи детей. Недостатки в работе по защите прав воспитанников на алиментное содержание. Замечания устранены до 05.10.2020. Ответ на представление от 05.10.2020 №331. Дисциплинарное взыскание в виде замечания зав.отделением — Петри И.А. Приказ от 01.10.2020 №252/1к.
801.12.2020Управление вневедомственной охраны войск Нац. Гвардии по Челябинской области. Замечаний нет 
910.12.2020ОНД и ПР по городам Чебаркуль и Миасс. Замечаний нет 
1027.11.2020ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области в г.ЗлатоустеПротокол лабораторных испытаний от 27.11.2020 № 1/1829Результат отрицательный — бактерии не обнаружены 

6. Учебно-воспитательная работа.

На начало года количество обучающихся воспитанников учреждения составляло           42 человека, на конец года – 43 человека.

1) Воспитанники обучаются в МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»:

— на начало 2020 года всего 21 человек:

2 класс – 2 человека

3 класс – 2 человека

4 класс – 2 человека

5 класс – 2 человека

6 класс – 1 человек

7 класс – 2 человека

8 класс – 6 человек

9 класс – 4 человека

— на конец года всего 24 человека:

4 класс – 4 человека

5 класс – 2 человека

6 класс – 3 человека

7 класс – 2 человека

8 класс – 2 человека

9 класс – 10 человек

2) Воспитанники обучаются в МАОУ «МСОШ № 20»:

— на начало 2020 года 10 человек:

1 класс — 2 человека

2 класс – 2 человека

3 класс – 1 человек

5 класс – 2 человека

8 класс – 1 человек

9 класс – 2 человека

— на конец года 9 человек:

1 класс – 1 человек

3 класс – 2 человека

5 класс – 3 человека

6 класс – 1 человек

7 класс – 1 человек

9 класс – 1 человек

3) Воспитанники обучаются в учреждениях среднего профессионального образования:

— на начало 2020 года всего 11 человек:

1 курс — 9 человек

2 курс – 2 человека 

— на конец года всего 10 человек:

1 курс – 5 человек

2 курс – 5 человек

За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 года в учреждение

Поступило: 23 человека; Выбыло: 18 человека (6 – под опеку, 8 – в кровную семью,

                                                                                    4 – в связи с наступлением совершеннолетия).

В течение года воспитателями осуществлялся непосредственный контроль учебной деятельности воспитанников, как в учреждении, так и при посещении школы. Также проводилась дополнительная индивидуальная работа с отстающими воспитанниками. Одним из важных видов работы является проведение самоподготовки. Время и качество проведения самоподготовки контролируется администрацией учреждения.

Воспитательная работа, как и в прежние годы, является основным направлением деятельности учреждения. Как и всякий объемный процесс — воспитание это многомерное и разнообразное явление. С учетом специфики учреждения процесс воспитания воспитанников дополняется такими аспектами деятельности, как коррекция и адаптация. Состояние воспитательной работы определяется по следующим направлениям:

1. Физическое развитие. Охрана жизни и здоровья воспитанников.

Безопасность жизнедеятельности.

2. Личностное развитие.

3. Трудовое воспитание, профориентация.

4. Нравственно-патриотическое.

5. Правовое воспитание.

6. Социально-экономическое воспитание. Подготовка к самостоятельной жизни.

По каждому направлению воспитателями учреждения сформирована система целенаправленных воспитательных занятий — воспитательных часов, при проведении которых педагоги используют разные формы работы с детьми: часы общения, интеллектуальные игры, спортивные марафоны, познавательные конкурсы, викторины, и т.д. В 2020 году воспитательные мероприятия проводились на основе перспективного плана воспитательной работы, совместных планов работы с ОМВД, ОВО, ГИБДД, ПДН, МПК (Миасский педагогический колледж). В течение года был реализован проект патриотической направленности: «Помнить! Ради будущего!».

В связи с пандемией в 2020 году многие запланированные мероприятия городского и областного уровня не были проведены, во многих участвовали дистанционно. Организация воспитательной работы с детьми осуществлялась в соответствии с планом по следующим тематическим направлениям: «Новогодние забавы!», «Копилка здоровья», «Мир путешествий», «Мы этой памяти верны», «Путешествие в страну детства!», «Страна БезОпасности», «Видеть, слышать, чувствовать природу», «Скажем, НЕТ – вредным привычкам!», «Спорт – это жизнь, это радость, здоровье», «Они сражались за Родину», «Права и обязанности нужно соблюдать», «Безопасность всегда и везде», «Спорт-это жизнь, радость, здоровье!», «Дорога в мир семьи», «Береги родную природу!», «Мы Россияне!», «Война. Победа. Память», «А у нас Новый год! Ёлка в гости зовет!». Педагогами учреждения проводилась работа по организации праздников, досуговой деятельности воспитанников. Воспитанники под руководством педагогов приняли участие в онлайн-проектах: образовательный проект «Основы предпринимательства»; творческий проект «Искусство и современные технологии в развитии личности», по окончанию которого участвовали в итоговой международной конференции «Великие люди великой страны».

В течение всего года, в связи с коронавирусной инфекцией (Covid-19), воспитательная работа в учреждении была направлена на укрепление и сохранение здоровья воспитанников и формирование у них представления о роли здоровья в жизни человека и потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, владеть средствами сохранения и укрепления здоровья. Основными средствами воспитания в данном направлении являлись:

  1. Проведение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Организация и гигиена учебного физического труда детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
  3. Общий режим воспитанников в школе, учреждении, обеспечение правильного чередования учения, физического труда, отдыха, воспитательных часов;
  4. Просветительская работа медицинского персонала;
  5. ЛФК; проведение спортивных мероприятий;
  6. Проведение уроков безопасности, профилактике травматизма и соблюдения правил ТБ;
  7. Проведение мероприятий по профилактике алкогольной и наркотической зависимости.

Проводились Дни здоровья, игры на свежем воздухе, эстафеты, веселые старты и др. Для укрепления здоровья воспитанников было организованно ежедневное проведение санитарно-гигиенических мероприятий, утренней гимнастики. Были организованы рейды по чистоте рук, внешнего вида детей, по контролю проведения санитарно-гигиенических мероприятий, занятия по плаванию в бассейне в Физкультурно-оздоровительном комплексе «УРАЛ».

Сотрудники учреждения стараются сделать жизнь детей разнообразной и интересной. На территории учреждения установлена собственная хоккейная коробка (ежегодно лёд заливают сами дети под руководством воспитателей), дети катаются на коньках, посещают секцию хоккея, функционирующую при учреждении, ходят на лыжах, регулярно посещают теннисный зал учреждения, при поддержке педагогов участвуют в разнообразных конкурсах, смотрах, концертах муниципального, областного и всероссийского масштаба, т.к. занятость воспитанников во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля детей, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

В учреждении организована занятость воспитанников, дети посещают учреждения дополнительного образования: — кружки: «Лавка чудес» — 17 воспитанников, «ИЗО и лепка» — 10 человек, «Калейдоскоп» — 6 человек, «Крупинка» — 1 человек, «Золотолоз» — 2 человека; — спортивные секции на базе учреждения и в учреждениях дополнительного образования: хоккей, футбол, теннис, баскетбол. Достижения в 2020-м году:

— 1ое место в номинации «Самое большое доброе дело» Общегородской акции добрых дел, посвященной 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

— 1ое место в конкурсе видео-стихов областного регоператора «ЦКС» и Министерства экологии Челябинской области ко Дню защиты детей #ЧистоДляДетей;

— 1ое место в номинации «Сфера организации производства» в рамках обучения по программе «Основы предпринимательства и бизнес-планирования для школьников и воспитанников детских домов». (Проект был реализован на территории региона Академией профессионального образования совместно с «Территорией Бизнеса»);

— Победители в конкурсе детских рисунков, организованном ОМВД по г. Миассу совместно с общественным советом при ведомстве на тему «Полицейский — звучит гордо!»;

— Лауреаты в городском фестивале творчества детей-инвалидов «Голубая планета добра — 2020» «Год памяти и славы» в номинации «Вокальный конкурс»;

— 2ое место общегородского конкурса «Лучший трудовой отряд – 2020»;

— 3ье место в открытом региональном конкурсе «Дед Мороз и Снегурочка Южного Урала».

Наличие положительных результатов в данном направлении свидетельствует о правильности выбранных средств и методов, позволяющих детям-сиротам активно познавать виды искусства, учиться проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать ассоциативное мышление, воображение, творческое отношение к жизни, а в конечном итоге – успешно адаптироваться в социуме и жить в гармонии с окружающим миром.

Профилактическая работа в учреждении проводилась в соответствии с программой по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Пирамида правовой грамотности». Были составлены планы индивидуальной профилактической работы с воспитанниками, состоящими на учете ПДН и «группы риска». С этими воспитанниками систематически проводились беседы, коррекционно-развивающие занятия, тренинги. В течение года вся воспитательная работа была направлена на формирование позитивного поведения воспитанников, их успешную адаптацию и интеграцию в общество. На воспитательных занятиях рассматривались конфликтные и ситуационные проблемы с обязательным правовым выводом и умозаключением. В целях привития правовой культуры и правильного социального ориентирования были организованы встречи с инспектором ПДН, работниками прокуратуры и врачом–наркологом по следующим темам: «Подросток и закон», «Права и обязанности человека в обществе», «Какие последствия могут быть», «Я и мои права», «Твоё чувство ответственности», «Умей сказать «Нет!», «Общение. Правила – нормы», «Межличностная коммуникация», «Насилие и закон», «Законы страны – зачем они нужны?», «Правонарушение и наказание» и т.п.

Особое место уделялось профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По сравнению с прошлыми годами количество самовольных уходов снизилось на 100 % (2018 г. – 12 уходов, 2019 г. – 7 случаев); количество самовольных уходов и правонарушений, совершенных воспитанниками учреждения, в 2020 году не зафиксировано.

По состоянию на 01.01.2020 г. на учете ПДН состоял 1 человек (Юрпалов И.);

на 31.12.2020 — 0 человек; на педагогическом учёте — 4 воспитанника.

В течение года в учреждении регулярно проводились заседания Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних, целью которых являлось:

  • организация плановой, целенаправленной, совместной деятельности основных специалистов учреждения по выявлению детей «группы риска»;
  • составление индивидуально – коррекционного плана работы с этой категорией детей;
  • использование индивидуального подхода в сопровождении проблемных детей;
  • получение и анализ информации по детям «группы риска» с целью отработки и принятия решений о последующих действиях.

Существенная роль в воспитательном процессе учреждения отводится социально-трудовой реабилитации детей. В работе с воспитанниками использовались, как коллективные формы организации, так и индивидуальные. Решение задач трудового воспитания осуществлялось через такие формы работы как: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, творческие работы, экскурсии, участие в общественно полезном труде, подготовке массовых мероприятий, учебной и самостоятельной деятельности, изготовление сувениров и поделок к праздникам и т.п. Основы будущей профессии дети получают на уроках труда, занятиях дополнительного образования, как в школе, так и в учреждении.

С помощью специально организованных занятий по самообслуживающему труду многие воспитанники овладели бытовыми умениями и навыками, необходимыми им в практике повседневной жизни — уход за одеждой, обувью, стирка, глажение, мелкий ремонт одежды, уборка постели, групповых и спальных помещений, столовой, уход за растениями и т.п. Для поддержания чистоты и порядка в группах и учреждении отрегулирована система ежедневного дежурства. Еженедельно проводились генеральные уборки в группах. Организовывались «трудовые» десанты по благоустройству территории.

Большое внимание в учреждении уделяется подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. В течение года по программе «Я строю свою жизнь» специалисты проводят занятия для воспитанников, обучающихся в выпускных классах.

В 2019 году в учреждении открыта Гостевая комната, которая используется как тренировочная площадка для обучения самостоятельной жизни старших воспитанников. Для осуществления деятельности Гостевой комнаты составлена программа «Путь во взрослую жизнь», задачами которой являются:

— приобретение и развитие жизненно важных умений и практических навыков, необходимых для самостоятельной жизни;

— формирование у воспитанников навыков самостоятельного проживания с постепенным сокращением помощи со стороны педагогов.

Целевой группой программы «Путь во взрослую жизнь» являются воспитанники, окончившие 9 классов и обучающиеся в профессиональных учебных заведениях. В 2019 – 2020 учебном году в Гостевую комнату были зачислены 9 человек (из них пять девушек, четыре юноши), три человека являются детьми-инвалидами с умственной отсталостью.

Специалистами учреждения проводился мониторинг по определению уровня социализации воспитанников, анкетирование каждого воспитанника, был составлен график проживания, индивидуальный маршрут сопровождения на каждого воспитанника.

В ходе реализации данной программы у подростков формировались жизненно важные навыки: обустройство своего жилища, поддержание чистоты, порядка и уюта в нём, умение пользоваться бытовыми приборами, развитие навыков ведения домашнего хозяйства, экономической и правовой грамотности, рационального распределения личного бюджета, экономного ведения хозяйства, социально приемлемое поведение, культура взаимоотношений.

По итогам этапов проживания в тренировочной комнате 7 воспитанников успешно прошли испытание. Двое воспитанников вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий, нуждаются в постоянном контроле, уходе и опеке, и в силу этого не могут проживать самостоятельно.

В учреждении ведется работа Совета Детского Центра. В 2020 году работа организована на слабом уровне. Члены Совета самоуправления не всегда выполняли свои обязанности, проявляли активность, самостоятельность, инициативность. Одной из причин является ослабление контроля работы Совета Детского Центра со стороны администрации, воспитателей, специалистов учреждения, которые в этом направлении заняли пассивную позицию и не проявляли инициативы. Поэтому в 2021 году необходимо активизировать деятельность педагогического коллектива в работе Совета самоуправления, распределив обязанности контроля по направлениям.

Реализация семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан

Нормативно-правовой базой реализации данного направления являются:

  • Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009, № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 « О деятельности организаций для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей оставшихся без попечения родителей».

В ходе работы на каждого ребенка составлены индивидуальные планы развития и жизнеустройства воспитанников.

За 2020 год в приемную семью передано 3 ребенка, под опеку — 3, в кровную семью – 8.

В течение года со всеми детьми проводилась индивидуальная работа по развитию кругозора, формированию навыков личной гигиены, нравственному воспитанию, формированию навыков совместного быта, поведению в школе и дома, общению, ОБЖ. Особое внимание уделялось формированию «образа семьи» через включение воспитанников в «домашнюю среду», включая трудовые будни и семейные праздники.

Анализ воспитательной работы за 2020 год показал, что работа велась в системе, все запланированные в учреждении мероприятия прошли в полном объеме (кроме мероприятий городского и областного уровня), согласно плану в установленные сроки. Сохранены традиции учреждения. При подготовке мероприятий очень часто использовались мультимедийные и компьютерные технологии, что позволило повысить уровень и качество восприятия.

7. Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного и воспитательного процесса.

Основная цель психологического сопровождения — создание благоприятных социально-психологических условий для полноценной деятельности и личностного развития воспитанников и их успешного обучения в каждом возрастном периоде. В решении практических задач формирования развивающего образа жизни воспитанников, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:

  1. Осуществлять психологическое сопровождение развития личности и социально-психологической адаптации вновь прибывших воспитанников учреждения и детей, поступивших в приемные или возвращенные в кровные семьи;
  2.  Повышать психологическую культуру воспитанников и педагогов учреждения;
  3.  Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении и поведении, содействовать в определении дальнейшего образовательного маршрута;
  4.  Развитие личностного и интеллектуального потенциала воспитанника на каждом возрастном этапе;
  5. Обеспечивать психологическое сопровождение процесса развития личности воспитанников, имеющих проблемы в обучении и поведении;
  6. Оказывать своевременную психологическую помощью детям и подросткам в кризисных ситуациях;
  7.  Способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников и выбору дальнейшего образовательного маршрута;
  8. Содействие в создании благоприятных условий для сохранности психоэмоционального микроклимата педагогического коллектива;
  9. Содействие в создании социально-психологических условий с целью обеспечения готовности воспитанников к жизни в замещающей семье.

В процессе реализации поставленных целей и задач работа осуществлялась в нескольких направлениях – коррекционно-развивающее, просветительское, профилактическое, диагностическое и консультативное. Наиболее актуальными и приоритетными направлениями выступили коррекционно-развивающая и диагностическая работа. Осуществляемая деятельность имела различные формы проведения с воспитанниками и педагогами учреждения, а именно, групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Диагностическое направление

  1. Изучение психоэмоционального состояния, уровня развития психических процессов у вновь прибывших воспитанников. Пополнение, заполнение карт жизнеустройств воспитанников. Изучение личных дел, протоколов ПМПК, сбор анамнеза. Индивидуальная — 11 воспитанников.
  2. Диагностика склонности к отклоняющему поведению (Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел, СОП).

Индивидуальная — 12 воспитанников.

  • Диагностика социально — психологической адаптации (Методика диагности социаьно – психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймона, Опросник СПА ).

Индивидуальная — 12 воспитанников.

  • Диагностика уровня тревожности и агрессивности.(Опросник «Баса – Дарки, Опросник Спилбергера). Индивидуальная — 51 воспитанник.
  • Диагностика самооценки. Индивидуальная — 47 воспитанников.
  •  Психических состояний (Тест Айзенка). 47 вспитанников.
  • Диагностика склонности к суицидальному поведению.

Индивидуальная — 6 воспитанников.

  • Диагностика личностных особенностей и профессиональных склонностей: Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.; Психогеометрический тест; «Тип темперамента»; «Тип будущей профессии» Е.А.Климов. Индивидуальная — 13 воспитанников.
  •  Диагностика ценностных ориентаций подростков.

Индивидуальная — 15 воспитанников.

  1.  Диагностирование по запросу (психологическое заключение).

Индивидуальная — 6 воспитанников.

В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). 

Анализируя результаты количественных и качественных показателей диагностики склонности к отклоняющему поведению, можно выделить 6 обследованных (12%), которые составляют группу воспитанников, склонных при определенных условиях реализовать деструктивные формы поведения. Для данной группы характерны, в большей степени, агрессивные тенденции в поведении, в том числе, аутоагрессия. Для меньшего количества характерна предрасположенность к аддикции. Воспитанников, склонных к делинквентному поведению выявлено (6%).

4 воспитанника, относящихся к «группе риска» состоят на учете внутри учреждения. Данные воспитанники охвачены групповой и индивидуальной работой.

Для своевременного выявления воспитанников с отрицательным эмоциональным фоном и поведенческих проблем, проведена диагностика уровня тревоги и агрессии у воспитанников.

Результаты распределения процентного соотношения воспитанников, согласно уровню проявления шкал.

Уровень шкалы Фрустрация (кол-во человек 8%) Тревожность (кол-во человек 12%) Агрессивность (кол-во человек 21%) Ригидность (кол-во человек 21%) Низкий уровень 0 Средний уровень 7  (11,7%) 7 (11,7%) 18 (35,2%) 18 (35,2%) Высокий уровень 11 (21%)

Анализируя полученные количественные данные показателей и процентное распределение, следует сказать, что все исследуемые шкалы находятся в пределах низкого и среднего (допустимого) уровня проявления. Большинство участников демонстрируют средний уровень всех измеряемых показателей, что говорит о том, что воспитанники ситуативно могут демонстрировать поведение, которое не всегда поддается волевому контролю, возможны моменты проявления излишней тревожности, переживаний, повышенной активности с применением силы по отношению к другим людям. А также, респонденты не всегда способны к быстрому принятию решений и тревожно реагируют, если им приходится менять задуманный алгоритм и план действий.

Анализируя показатели уровня тревожности воспитанников за 2020 г., следует отметить тенденцию к снижению проявления тревоги и агрессивных тенденций в поведении. По шкале «Тревожность» и «Агрессивность» к концу 2020 г. выявлены показатели воспитанников, относящихся к высокому уровню проявления (7 воспитанников имели высокий уровень проявления тревожности, 4 воспитанника – высокий уровень агрессии). Данные воспитанники охвачены групповой и индивидуальной работой.

В рамках реализации программы профориентационной направленности охвачено 10 воспитанников, учащихся 9 классов. Направления диагностирования следующие: определение типа темперамента, выявление типа будущей профессии по имеющимся интересам, составление ценностных ориентации и желаемых профессиональных предпочтений.

Коррекционно-развивающая работа

На этапе реализации коррекционно-развивающей работы основными задачами являлись:

Воспитанники:

— своевременное снижение проявлений уровня тревожности, агрессии у воспитанников различных возрастных групп, а также формирование умения контролировать свое поведение;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— формирование адекватной самооценки и навыков бесконфликтного поведения;

— формирование позитивного мироощущения;

— содействие в профессиональном самоопределении воспитанников 9 классов;

— коррекция и профилактика развития психических процессов воспитанников

— развитие и формирование ценностно-смысловой сферы жизни воспитанников.

Педагоги:

— Профилактика эмоционального выгорания (по запросу)

— Повышение психологической компетентности по вопросам психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Коррекционно-развивающая работа строилась, согласно традиционным формам реализации занятий, которые проводились как в групповой, подгрупповой так и индивидуальной формах.

Количество участников:

1. Индивидуальной формой работы было охвачено 51 воспитанник.

Цели и задачи работы строились, согласно индивидуальному плану психолого-педагогического сопровождения и актуальным запросам в течение года.

2. Реализация программы «Я строю свою жизнь» — охвачено 10 воспитанников, учащиеся 9 классов. Сентябрь — декабрь 2020 г.

3.Коррекция и развитие психических процессов воспитанников. Охвачено: 47 воспитанников.Сентябрь — декабрь 2020 г. Занятия 1-2  раза в неделю.

Цель:профилактика нарушенного развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, навыки самоконтроля и саморегуляции состояния, профилактика трудностей в обучении и успешной адаптации к новой среде.

4. Профилактика возникновения суицидального риска в поведении воспитанников. Охвачен 1 воспитанник.

            В течение года по результатам диагностики проводятся консилиумы с рекомендациями для всех педагогов, что позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного и воспитательного процесса и имеет практическую направленность.

Современные информационные компьютерные технологии задействованы во всех направлениях деятельности: действует система автоматизированной диагностики с использованием компьютерных блоков тестов (приоритет – развитие умственной деятельности, психоэмоциональное состояние), индивидуальные коррекционные занятия проводятся с использованием интерактивных тренажеров, презентации, сетевые лектории  широко используются в психологическом просвещении.

8. Социальная работа в учреждении.

Охрана прав и законных интересов воспитанников

Социальные педагоги в соответствии с действующим законодательством РФ исполняют обязанности по воспитанию воспитанников, а так же защите их прав и законных интересов, представляют и защищают интересы воспитанников в органах законодательной и исполнительной власти, принимают меры к установлению социального статуса воспитанников, решения жилищных проблем, осуществляют контроль за соблюдением прав детей; подготавливают воспитанников к выбору профессии. Проводится работа с выпускниками в постинтернатный период, обеспечивают защиту прав и законных интересов детей, помещенных в учреждение по 3-х стороннему соглашению в случае неявки законного представителя по истечению срока пребывания в учреждении, предоставляют семье ребенка, педагогическую, юридическую, социальную помощи.

Социальные педагоги системно работают по программе профориентации и профессионального самоопределения воспитанников, социализации и постинтернатного сопровождения выпускников. Дальнейший образовательный маршрут воспитанников планируется индивидуально с учетом интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья и спроса на рынке труда.

Профессиональную деятельность социальные педагоги осуществляют по закрепленным классам и направлениям:

 защита жилищных прав воспитанников в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

 осуществляется работа по взысканию алиментов с родителей, обязанных к уплате алиментов;

 осуществляется работа своевременной регистрации и регистрационного учета, документирование детей, достигших связь с федеральной миграционной службой;

 осуществляется работа по накопительным счетам воспитанников;

 материальное обеспечение воспитанников на основании Федерального Закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

 посещение воспитанниками родственников в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 (ред. от 19.12.2018) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

(вместе с «Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»)

 устройство воспитанников в семьи на основании Федерального Закона от 24.04.2008 № 48–ФЗ «Об опеке и попечительстве», Семейного кодекса РФ.

В целях снижения негативного влияния пребывания воспитанников в интернатном учреждении, а так же в целях воспитания и гармоничного развития проводится работа по передаче детей на гостевое воспитание в семьи родственников или других граждан во время каникул, в праздничные и выходные дни. Так в течение 2020 года 11 воспитанников временно передавались в семьи граждан.

В течение года в список нуждающихся в жилом помещении было включено                       2 воспитанника. Имеют Решение МСО Челябинской области о включении в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями 25 воспитанников. Являются долевыми собственниками жилых помещений – 12 воспитанников. Два раза в год проводится обследование закрепленного муниципального жилья 5 воспитанников. Имеют собственность и закреплённое жилое помещение на других территориях Челябинской области и России –             9 воспитанников, акт сохранности запрашиваются в территориальных органах опеки 2 раза в год.

Открыты лицевые счета и сберегательные карты (для трудоустройства)                             15 воспитанникам. Было подано 32 ходатайства в ООиП УСЗН АМГО на перенос денежных средств воспитанников на счета с более выгодной процентной ставкой, переводы осуществлены, денежные средства воспитанников переведены на депозитные счета. Зачислены денежные средства (в связи дополнительной мерой поддержки семей Президентом России в условиях пандемии коронавируса) — 23 воспитанникам. Переоформлена пенсия 1 воспитаннику (в связи со смертью второго родителя), по достижению совершеннолетия – 3 воспитанникам.

Взысканы алименты с родителей на 32 воспитанника, из них получают алименты                     19 воспитанников. На родителей-должников в различные территориальные отделы судебных приставов направляются запросы по проведенной работе по взысканию  алиментов с родителей воспитанников.

Постинтернатное сопровождение выпускников учреждения

Сформирован банк данных выпускников учреждения в возрасте от 18 до 23 лет.

Состояло на постинтернатном сопровождении на 01.01.2020 г.- 45 выпускников, из них: 17 — выбыли по достижению 23х-летнего возраста, 1 выпускник признан судом недееспособным. В 2020 году заключено 4 договора на постинтернатное сопровождение.           По состоянию на 31.12.2020 г. на постинтернатном сопровождении состоит                           31 выпускник, из них:

— продолжают обучение – 3 выпускника;

— трудоустроены – 4 выпускника;

— не трудоустроены – 5 выпускников, имеют случайный заработок;

— не трудоустроены — 3выпускника, имеют инвалидность (получают пенсию);

— стоят на учете в ЦЗН – 10 выпускников;

— в МЛС- 5 выпускников из них: 2 чел. находятся на принудительном лечении в ГБУЗ «ОПНД» г. Миасса, 1 чел. в ГБУЗ «ОКСПНБ»№ 1;

— отпуск по уходу за ребенком — 4 выпускницы.

На 01.01.2020 г. нуждаются в жилом помещении – 9 выпускников из них: 5 человек имеют неисполненное решение суда; 2 чел. – ходатайство направлено в прокуратуру; 1 чел. – ходатайство направлено в АМГО; 1 чел. – МЛС.

Получили жилое помещение за период 2020 года – 1 человек.

Всего за 2020 год поступило 482 обращения от выпускников. Регулярно оказывается консультативная помощь по телефону, при личных встречах, проводятся беседы по профилактике правонарушений и преступлений, консультации по вопросам проблем психологического, бытового плана, правового характера. Размещается информация на официальном сайте учреждения, обновляется информация в сообществе «Мы рядом. Мы вместе» в соц. сети Вконтакте, функционирует групповая беседа в группе Вконтакте по любым вопросам.

За анализируемый период была оказана следующая помощь:

— оформление документов для включения в список нуждающихся в жилом помещении – 9 выпускников;

— по утере военного билета, замена паспорта – 3 выпускника; восстановлен паспорт по причине утраты — 1выпускник;

— оформление документов в детский сад – 6 выпускников;

— обследовано жилых помещений с составлением Актов обследования — 40 выездов.

Работа в рамках Отделения сопровождения замещающих семей

По состоянию на 01.01.2020 г. на сопровождении в Отделении сопровождения замещающих семей состояло 17 семей, в них 22 приемных ребенка.

В течение 2020 года заключено 5 договоров на сопровождение. По состоянию на 31.12.2020 г. – 22 семьи, в них 26 детей.

За 2020 год специалистами отделения было проведено 39 обследований жилых помещений с составлением Актов обследования и выездов в семьи, совершено 327 звонков замещающим родителям по различным вопросам (содействие в получении образования, трудоустройства несовершеннолетних, получение юридической помощи, содействие в получении медицинских услуг, профилактические беседы с приемными родителями, детьми, информационные кампании и т.д.)

9. Здоровьесбережение. Медицинское обслуживание.

В учреждении ведется работа по охране и укреплению здоровья воспитанников. Состояние здоровья воспитанников в значительной степени связано с их физической активностью, рациональной организацией питания, работой спортивных кружков и секций. В учреждении осуществляется комплексный подход медицинского и педагогического персонала к здоровью детей. Медицинское обслуживание осуществляется круглосуточно медицинскими работниками, которые проводят лечебную, профилактическую, санитарно-просветительскую работу. Ежегодно проводится углубленный медицинский осмотр всех воспитанников учреждения.

Рационально организуется режим дня: неучебное время включает в себя активный отдых, участие в кружках и секциях, и время для занятий по интересам. Соблюдаются гигиенические нормы и требования к организации учебного процесса, требования к использованию технических средств в обучении и воспитании в соответствии действующих СанПиНов. С воспитанниками проводилась работа по гигиеническому обучению и воспитанию, пропаганде здорового образа жизни. Вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формирования мотивации к здоровому образу жизни являются первоочередной задачей всего коллектива, так как только здоровая личность (физически, социально, психически) сможет успешно адаптироваться в обществе.

Медицинское обеспечение в учреждении осуществляется следующим образом:

— организация диспансерного наблюдения за детьми (проводится оценка физического состояния воспитанников, комплектование групп детей с отклонениями по состоянию здоровья, разрабатываются планы оздоровительных мероприятий, проведение занятий ЛФК. За 2020 год прошли курс ЛФК 48 человек со следующими паталогиями : сколиоз, сколиотическая осанка, плоскостопие, сутулость, энурез);

— анализ лабораторных данных и данных профилактических осмотров;

— проведение диспансерного лечения детей из разных нозологических групп с проведением анализа эффективности;

— организация лечения и уход за заболевшими детьми, помещенными в изолятор учреждения;

— организация и проведение санации хронических очагов инфекции (хр. тонзиллитов, аденоидитов и т.п.);

— проведение антропометрического измерения у детей для контроля за их физическим развитием.

Состояние здоровья воспитанников отслеживают: фельдшер, медицинская сестра диетическая, и 3 медицинские сестры круглосуточного пребывания. Число детей, обслуживаемых медицинскими работниками на начало 2020 года составляло 50 человек, в конце года количество воспитанников составляет 51 человек.

— По результатам лабораторных данных и данных профилактических осмотров было выявлено:

Воспитанников с нарушением зрения — 17;

Воспитанников с нарушением слуха — 1;

Воспитанников, отстающих в физическом развитии — 3;

Воспитанников отстающих в умственном развитии — 47;

Воспитанников с нарушением осанки — 20;

Воспитанников с дефектами речи — 8;

— Стоматологическая помощь детям: подлежало санированию — 20 воспитанников, санировано — 19 воспитанников.

— Противотуберкулезная работа: обследовано реакций Манту 47 воспитанников, 4 воспитанника получили санаторно–курортное лечение.

— Профилактические прививки (за период 2020 года):

против плиомелита – 2 воспитанникам;

против эпидемического паротита — 2 воспитанникам;

против гриппа – 51 воспитаннику;

против клещевого энцефалита – 13 воспитанникам;

АКДС – 2 воспитанникам;

против пневмококковой инфекции– 14 воспитанникам.

Совместно с участковым врачом-психиатром проводится круглогодичное амбулаторное лечение воспитанников, являющихся инвалидами детства по психиатрии.

В 2020 году 25,5 % воспитанников оздоравливались в летнем лагере отдыха (ДОЛ),     76,5 % — в санаториях Челябинской области.

Особое внимание уделяется качественному питанию детей и выполнению натуральных норм питания в учреждении. Организованно шестиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин. Ежедневно в рацион питания включены мясо, мясо птицы, рыба, молочные продукты, соки, фрукты, овощи и т.д. В течение всего года проводится витаминизация «С»-витаминизация третьего блюда (аскорбиновая кислота), а также прием витаминизированной продукции.

10. Охрана труда и соблюдение правил ТБ, ПДД при работе

с воспитанниками.

С целью обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников в организации образовательно-воспитательного процесса ведется контроль за ведением документации по охране труда и соблюдением правил техники безопасности при работе с воспитанниками. Работа по организации БЖ коллектива, воспитанников учреждения занимает приоритетное место.

В 2020 году работа по безопасности жизнедеятельности проводилась в соответствии с планом работы учреждения. Все запланированные санитарно — гигиенические мероприятия были выполнены.

Выполнению требований противопожарного режима уделялось повышенное внимание:

 своевременно проводились инструктажи с воспитанниками, сотрудниками;

 при ежедневных обходах здания, территории учреждения немедленно устранялись замеченные нарушения противопожарного режима;

 проводились отработки плановых эвакуаций при возникновении ЧС;

 проводились ревизии систем АПС, эвакоосвещения, видеонаблюдения в течение всего года;

 проводилась контрольная проверка госинспектором пожарного надзора здания учреждения.

Согласно приказам и рекомендациям органов управления, МЧС РФ в учреждении проводится:

 ежедневный обход здания, территории учреждения;

 эвакуация в случае ЧС.

За 2020 год в учреждении не зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия. В течение года проводились мероприятия направленные на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма:

  • 16.07.2020 г. согласован и утвержден паспорт дорожной безопасности;
  • Согласован план-схема района расположения учреждения, пути движения транспортных средств, сотрудников и воспитанников;
  • Оформлены уголки по ПДД в каждой группе;
  • Проведены инструктажи: «Безопасный путь в школу», «Меры безопасности на железной дороге»;
  • Проведены воспитательные занятия: познавательно-игровая программа по ПДД «В гостях у светофора», видеолекторий: «Автомобиль, дорога, пешеход», урок безопасности «Улица полна опасностей и неожиданностей», акция «Будь внимателен на дороге, пешеход!», уроки безопасности: «Безопасное колесо», «Правила дорожного движения – наши верные друзья», «Будь осторожен – железная дорога!».
  • Проведены конкурсы: светофоров «Страна Безопасности» (выставка работ); плакатов,  посвященных безопасности дорожного движения «Запрещается — разрешается».

В 2020 г. проведены мероприятия по обеспечению мер безопасности в учреждении, действия работников организации при угрозе возникновения ЧС, противодействие экстремизму, терроризму, уроки правовой грамотности: «Информационная безопасность использования Интернета», «Патриотизм — без экстремизма!», «Интернет-зависимость: мифы и реальность!»; уроки безопасности: «Внимание — экстремизму НЕТ», «Безопасное использование сети Интернет»; инструктажи: «Правила интернет — безопасности и профилактика компьютерной зависимости», «Терроризм. Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации» и др. в соответствии с планом работы.

Ведется журнал инструктажа воспитанников по охране труда, в котором отмечаются запланированные темы инструктажей, так же в группах воспитатели проводят инструктажи по мере необходимости.

В целях профилактики случаев производственного травматизма сотрудников составлен план мероприятий по предупреждению травматизма. Проводятся вводные, первичные (на рабочем месте) инструктажи с вновь принимаемым на работу персоналом. На основании зарегистрированных данных в журналах учета несчастных случаев в 2020 году с работающим персоналом – 1 случай, с воспитанниками – 0 случаев.

В учреждении имеются все необходимые инструкции. В группах, на пищеблоке и т.д. имеются инструкции по охране труда и технике безопасности, по оказанию первой медицинской помощи, утвержденные директором учреждения и согласованные с представителем трудового коллектива, а также требования к соблюдению правил противопожарного режима.

11. Занятость воспитанников в летний период.

В организации летнего отдыха и оздоровления воспитанников были вынужденно внесены корректировки, т.к. в июне и июле 2020 года учреждение было закрыто на превентивную изоляцию.

Приняли участие в акции «Трудовое лето – 2020», трудоустроено 20 воспитанников. Дети при поддержке педагогов участвовали в общегородского конкурсе «Лучший трудовой отряд – 2020», в итоге заняв 2ое место.

В августе 8 человек оздоравливались в ДОЛ «Ильмены» и 8 человек санатории «Металлург».

Остальные воспитанники отдыхали в осенне-зимний период:

ДОЛ «Ильмены» — 5 человек,

санаторий «Голубой мыс» — 5 человек,

санаторий «Металлург» — 8 человек,

санаторий «Каменный цветок» — 9 человек,

санаторий «Лесная сказка» — 7 человек,

санаторий «Солнышко» — 2 человека.

Досуговая деятельность проводилась по плану работы на летний период.

12. Административно-хозяйственная деятельность.

Учреждение располагает необходимой материально-технической базой, которая постоянно совершенствуется и укрепляется. В 2020 году была закуплена мебель, техника, оборудование для сенсорной комнаты и зала ЛФК, методический материал и наглядное пособие для Отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ; осуществлены заказы воспитателей и  приобретена мебель (диваны, тумбочки, шкафы и т.д.), техника (ноутбуки, электроплиты, утюги, пылесосы и т.д.) в воспитательные группы учреждения; заказаны и частично установлены кабинетные таблички; закуплены жалюзи на окна лестничных маршей жилого корпуса, окна кухни столовой и медицинского блока.

В 2020 году были составлены сметы и произведены следующие виды ремонтных работ:

— ремонт отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ;

— ремонт крыльца главного входа в учреждение;

— частичный ремонт отмостков и замена отливов;

— ремонт санитарных комнат в группах (8шт.);

— частичный ремонт изоляторов в медицинском блоке;

— остекление лестницы запасного выхода;

— установка перегородки в продуктовом складе, ремонт раздевалки для сотрудников пищеблока;

— установка приточно-вытяжной вентиляционной системы архива;

— ремонт системы отопления;

— монтаж водонагревателей в воспитательных группах;

— выполнение работ по осуществлению эксплуатации линий связи («Школьный интернет»);

— утепление стен продуктового склада для хранения овощей и монтаж холодильной среднетемпературной сплит- системы.

Структура и система управления МКУ «ЦПД «Алые паруса» соответствует нормативным требованиям.

Курсы повышения квалификации и аттестация педагогических работников проходит своевременно, регламентируется необходимыми нормативными документами. В учреждении эффективно формируется воспитательная среда для продуктивного общения взрослых и детей с целью овладения воспитанниками основными моделями коммуникативного поведения, сохранения и укрепления здоровья, формирования у воспитанников социально – бытовых умений и навыков, необходимых им в жизненном самоопределении.